В пятницу, 11 апреля, в музее им. Крамского открылась выставка икон XVII-XIX веков из собрания Ярославского художественного музея. В Воронеж редкую экспозицию привезли в рамках проекта «Благодатный огонь в сердце каждого».
В истории Ярославля XVII век принято называть золотым. В это время в городе, переживавшем экономический подъем, строились многочисленные храмы, для украшения которых по заказам богатых прихожан создавались грандиозные иконные ансамбли. Именно в этот период сложился местный иконописный стиль, для которого характерны монументальность образов, яркая цветовая палитра, умение сочетать в композиции миниатюрные клейма с крупными центральными изображениями.
В советские годы значительная часть икон погибла, но самые дорогие из храмов забрали в фонды Ярославского художственного музея. Как рассказал заместитель директора музея и хранитель фондов музея Алексей Федорчук – именно он привез коллекцию в Воронеж – в архивах музея сохранились данные о том, что в 1930-е годы перед закрытием храма сотрудникам музея разрешалось забрать оттуда 10 самых ценных образов. Сейчас Ярославский художественный музей располагает одним из крупнейших в России собранием икон, насчитывающим около двух тысяч единиц хранения. Большая часть экспонируемых произведений относится к XVIII веку – «золотому веку» Ярославля, их можно увидеть только в экспозиции музея.
В Воронеж из этой коллекции отобрали 50 ярких образов ярославской иконописи. Как отметил на открытии выставки директор музея им. Крамского, для Воронежа эта выставка «событийная». Организация выставки икон сложна во многих отношениях: их сложно везти, монтировать.
– Исторически сложилась так, что в России большая часть существенных собраний находится в музеях центра страны, но в то же время мы считаем, что достояния нашей культуры должны видеть в разных уголках страны. С этой выставкой мы были даже в Сибири, но сейчас мы отказались от маршрутных проектов: после выставки иконам требуется отдых в течение примерно полугода, их осматривают реставраторы, поэтому из Воронежа выставка вернется назад в Ярославль.
Как рассказали музейщики, больше всего иконы страдают даже не от транспортировки, а от посетителей музея, которые пытаются поцеловать драгоценные иконы.
– Бывает, женщины даже с накрашенными губами прикладываются, а помада потом практически не выводится, невозможно снять ее, чтобы не повредить красочный слой, – рассказывает Алексей Федорчук. – Слюна тоже действует на старые краски разрушительно. А ведь за каждой из этих икон стоит многолетний труд реставратора. Для удобства посетителей мы не стали устанавливать в зале барьеры: на многих иконах живопись настолько тонкая, что рассмотреть ее можно только вблизи. Но мы в свою очередь просим посетителей отнестись с пониманием и не целовать иконы.
По словам Алексея Федорчука, коллекция, которую привезли в Воронеж – «очень ровная»: в ней нет ни особенно редких икон (в постоянной экспозиции музея содержится, например, икона Богородицы, датируемая 1314 годом), ни «проходных» работ. В то же время они создают целостное впечатление о ярославской школе иконописи, отличительные особенности которой заметны даже человеку, далекому от живописи.
– Ценность ярославской коллекции в том, что она единая и монолитная, – рассказал председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии протоиерей Андрей Изакар. – Икона – это не просто произведение искусства, иконописцы являются творцами в полном смысле этого слова, ведь тот духовный мир, который представлен в каждой иконе, – так же реален, как и тот, в котором мы живем. И неслучайно икону сравнивают с окошком в невидимый мир – дерево и краски вводят нас в этот него благодаря искусству мастера.
Кстати, в ярославской коллекции есть и образ любимого воронежского святого: образ святителя Митрофана Воронежского ярославским мастерам заказали горожане в середине XIX века, икона была освящена в нашем городе и привезена в Ярославль. И теперь, полторы сотни лет спустя, образ святителя снова посетил наш город.
Выставка в Воронеже продлится до 25 мая.